О школе
Визитка
Устав
Администрация
Учителя
Портфолио
Документы
Методика
Административные
Иновационные технологии
Элективные курсы
Расписание
Уроков
Звонков
Ученикам
Права учащихся
Дистанционное обучение
Наши достижения
Мы участвуем
Работы учеников
Страничка выпускников
Родителям
Спортивный комплекс
"Гейзер"
Трудовой отряд
"Прометей"
Вопрос - ответ
Фотоальбом
Ссылки

Информационно – образовательная среда как средство организации познавательной деятельности
учащихся в общеобразовательном учреждении.

Дерябина
Светлана Борисовна
Вторая квалификационная категория
Учитель информатики

Презентация элективного курса
Культура информационной деятельности


В связи с глобальной компьютеризацией всех сфер жизни современного общества, одним из главных требований к обучению в образовательных учреждениях является создание информационно – образовательной среды.
Степень сформированности информационной культуры – важный показатель общекультурного уровня современного молодого человека.
Создание информационно-образовательной среды в любом образовательном учреждении невозможно без влияния информатики (как фундаментальной отрасли научного знания) и информационных технологий (как постоянно расширяющейся сферы деятельности человека) на цели и содержание обучения. Именно при помощи внедрения в работу класса компьютерной техники, возможность использовать локальную и Internet сети при проведении занятий делает урок более познавательным.
Основной контингент учеников школы “Центр Образования” – это дети с девиантным (отклоняющимся от нормы) и делинквентным (противоправным) поведением, что подразумевает индивидуально-личностный подход к каждому ученику. Обучение подростков “группы риска” в образовательных учреждениях требует изменений образовательной программы, нацеленных на воспитание в учениках самоуважения и желания приобрести профессию. Детям, которые воспитываются в малообеспеченных семьях трудно, в отличии от других детей, преодолеть страх перед компьютером. При малейшей ошибке им легче отказаться от выполнения задания или повредить технику, чем завершить задание. Поэтому, этапы обучения таких детей должны быть не только познавательны в соответствии с общеобразовательной программой, но и вызывать у учеников позитивные эмоции и желание продолжать учебу.
Актуальность работы обосновывается фактом создания информационно – образовательной среды в средней общеобразовательной школе “Центр образования”, как средства организации познавательной деятельности учащихся.
Цель работы:
- используя информационно-образовательную среду в школе шире раскрыть потенциал ребенка, сделать обучение школьников более целостным и разносторонним.
- рассмотреть и проанализировать значение нетрадиционного подхода, применяемого в преподавании информатики, как важное условие всестороннего развития личности ученика;
Задачи работы:
- рассмотреть специфику преподавания информатики в ракурсе проблемных вопросов в системе школьного образования;
- проанализировать значение нетрадиционного подхода в преподавании информатики как на важном условии, влияющем на процесс создания информационно-образовательной среды в школе;
- изучить особенности использования информационно-образовательной среды в преподавании информатики: виды творческих и интегрированных уроков, применение современных педагогических технологий и принципов с опорой на традиционный опыт;
Реализация целей и задач работы требует:
- материальное обеспечение, т. е. материальные носители информации (литературу, средства массовой информации, компьютеры, компьютерные сети и т. д.) и их хранилищ (библиотеки, архивы, видеотеки). Для этой цели в средней общеобразовательной школе г. Карпинска создана специальная библиотека, фонды которой содержат электронные версии научных журналов, книг, статей, учебников, учебных и методических пособий. Кроме того, создаются учебно-методические комплексы по отдельным дисциплинам профессиональной подготовки, в том числе рабочие программы курсов, методические рекомендации, учебно-методические пособия, разработки лекций, лабораторных практикумов и семинаров, задания для самостоятельной работы, система контроля и самоконтроля.
- информационное обеспечение, т. е. свободный доступ учащихся в мультимедийный класс и класс информатики для доступа к материальным носителям информации, формирование у них навыков работы с информацией (знание методов поиска, хранения, обработки, систематизации, анализа, оценки информации и др.).
- коммуникативное обеспечение, т. е. при помощи локальной сети и сети Internet возможность получения информации из разнличных источников, полноценного общения с друзьями, с учителем, со специалистами в той или иной области.
Только комплексное использование данных методов исследования позволит во всей полноте реализовать цель и задачи работы, проанализировать специфику составляющих нетрадиционного подхода в процессе преподавания информатики как важном условии использования информационно-образовательной среды.


Основные этапы в преподавании информатики.

Информационно-образовательная среда позволяет использовать наглядность как принцип обучения. Впервые теоретическое обоснование принципа наглядности обучения ввел чешский педагог Ян Амос Коменский (XVII в.), который в своём труде “Великая дидактика” сформулировал правило, что обучение следует начинать «не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения над ними». Коменский считал, что наглядное обучение – «это ход учения от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли». Именно принцип наглядности, по его мнению, является «золотым правилом дидактики». Этот метод обучения был в дальнейшем развит И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинским и другими педагогами. План общей методики обучения информатики в среднем звене общеобразовательной школы содержит:

  • Введение в мир компьютера – начальный раздел.
  • Освоение основ информатики и вычислительной техники – основной раздел (синтаксический и семантический аспекты).
  • Освоение основ компьютерного подхода к решению задач - раздел естественно-научной ориентации.
  • Освоение информатики и информационных технологий раздел гуманитарной ориентации.
  • Формирование системно-информационной картины мира - заключительный системообразующий этап обучения информатике.

    Нельзя не сказать о таком серьезном аспекте как составляющие материальной базы школьного кабинета информатики и его значении в процессе обучения, воспитания и развития школьников в частности и создании информационно – образовательной среды в целом. От полноценной комплектации материальной базы кабинета: количества и качества компьютеров, необходимой аппаратуры, фонда учебных пособий, мебели и приспособлений зависит качество преподавания, степень увлеченности предметом. Мой опыт проведения интегрированных уроков в кабинете информатики с использованием компьютерной техники, мультимедийного проектора и других вспомогательных средств показывает, что это способствует фронтальному изучению всеми учащимися класса заданной темы, активизирует их познавательную деятельность на уроках, пробуждает интерес что ведет к большему объёму выполненных заданий.


    Нетрадиционные методы преподавания информатики.

    Чтобы заинтересовать детей с девиантным поведением и вызвать у них желание самообразования, в традиционную систему обучения приходится вводить игровые методы. Игра направляет их противоречивые чувства в созидательное русло. Поэтому, основным методическим приёмом на начальном этапе обучения информатике, должна стать игра – как естественная и психологически комфортная форма учебно-познавательной деятельности, а в основу концепции методики преподавания информатики следует положить постепенный переход от преимущественно игровых форм обучения к преобладанию традиционных аудиторных занятии. Темпы этой замены и соотношение указанных форм обучения в структуре урока в каждом учебном заведении должны варьироваться в зависимости от особенностей групповой психологии и направленности обучения отдельных классов.
    Завершение этапа интеграции информатики в учебную среду приходится на конец второго года обучения предмета. Ребята осваивают основные приёмы работы с клавиатурой и мышью, знакомятся с графическим интерфейсом различных компьютерных программ, уже умеют пользоваться локальной и Internet сетями. Это позволяет использовать, благодаря компьютерной поддержке, информационно-образовательную среду для углубленного изучения многих школьных дисциплин.


    Метод использования информационно-образовательной среды.

    Информационная среда - это часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокуп-ность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида. Учебная деятельность протекает в учебной информационной среде и требует:

  • материальное обеспечение;
  • информационное обеспечение;
  • коммуникативного обеспечения.

    Одной из особенностей информационно-образовательной среды является то, что любая информационная среда предоставляет индивиду только возможность получения необходимых для него данных, сведений, гипотез, теорий и пр., умение же получать информацию и преобразовывать её необходимо воспитывать, оно приобретается в процессе обучения.
    В качестве основных режимов взаимодействия обучающегося со средой можно выделить:

  • планируемое обучение в синхронном и асинхронном с определенной траекторией режимах;
  • произвольное обучение как неструктурированная учебная деятельность.
    Критерием по которому можно определить, находится ли учащийся в информационном поле, является понимание им новой информации, признаки которого проявляются в умениях:
    1) выделять главную мысль (текста, урока, проблемы);
    2) выделять существенные признаки (объекта, явления, процесса);
    3) структурировать учебный материал;
    4) анализировать, сравнивать;
    5) делать выводы;
    6) прогнозировать.
    Эффективность использования информационно-образовательной среды может быть достигнута, если:
  • сами технологии обучения будут представлены как системный метод проектирования (от целей до результатов обучения), реализации, коррекции и последующего воспроизводства обучения;
  • информатизация технологий обучения будет ориентированна не только на потребности и специфику содержания учебного предмета, но, прежде всего, на развитие личности обучаемого.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
  • Hosted by uCoz