О школе
Визитка
Устав
Администрация
Учителя
Портфолио
Документы
Методика
Административные
Иновационные технологии
Элективные курсы
Расписание
Уроков
Звонков
Ученикам
Права учащихся
Дистанционное обучение
Наши достижения
Мы участвуем
Работы учеников
Страничка выпускников
Родителям
Спортивный комплекс
"Гейзер"
Трудовой отряд
"Прометей"
Вопрос - ответ
Фотоальбом
Ссылки
Участие в педагогических чтениях


Активные формы работы на уроках истории,
основанные на нетрадиционном подходе,
как важное условие успешной социализации личности ученика.


Таршилова
Марина Алексеевна
Первая квалификационная категория
Учитель истории.


Если мы зададим себе вопрос: «Что является наиболее характерной чертой современного мира в историческом контексте?», то получим ответ: непрерывные стремительные перемены.
Учителю XXI века крайне важно, с одной стороны, успевать за историческим поездом времени, чтобы не отстать от современных процессов исторической действительности, инновационных идей и творческих подходов в системе исторического образования. С другой стороны, важно не только не отстать от скоростного поезда ученических желаний, а даже обогнать его, задумываясь о будущих планах, опережая потребности учащихся. Данные составляющие служат устойчивой мотивационной силой, подкрепленной педагогическим интересом к теме и определяют ее выбор.
Актуальность работы обосновывается фактом необходимости использовать в преподавании истории творческий подход как важное условие социализации личности ученика.
Цель работы: рассмотреть и проанализировать значение нетрадиционного подхода, применяемого в преподавании истории, как важное условие высоких результатов учащихся и залог их успешной социализации.
Задачи работы: - рассмотреть специфику преподавания истории в ракурсе проблемных вопросов в системе школьного образования;
- изучить особенности нетрадиционного подхода в преподавании истории: виды творческих уроков, применение современных педагогических технологий и принципов с опорой на традиционный опыт, основы педагогического менеджмента в отражении педагогического мастерства учителя, как определяющие факторы успешной социальной компетентности и социализации;
- проанализировать значение нетрадиционного подхода в преподавании истории как важном условии влияющем на процесс социализации личности ученика при непосредственном участии учителя;
- наметить перспективы развития деятельности в рамках обозначенной темы работы.
В своей педагогической деятельности я неоднократно сталкивалась с проблемой: как удержать внимание учеников при объяснении материала в течение всего урока? Как вызвать у школьников устойчивый интерес к своему предмету, при этом найти эффективный путь повышения их творческой активности.
Нетрадиционный подход – это сложный многофункциональный путь разработки и реализации планов, характеризующийся новационными и инновационными идеями, элементами инсайта, творческой выдумкой учителя, применяемой при методической разработке структурных звеньев урока, на предметных неделях и внеклассных мероприятиях; а также по отношению к ученику (ученическому коллективу), чтобы акцентировать его внимание на предмете изучения, расширить мировоззренческий потенциал, нацелить на творческую активность, развить личностный потенциал, создать условия устойчивой мотивации к учебе, способствовать успешной социализации.
Урок игра с элементами ретроспективы помогает школьнику «прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее». «Герои» игры вживаются в образ, чувствуют колорит эпохи, осознают миропонимание людей и ценности той эпохи, историческую ситуацию которой изучают.
В ретроспективной игре – театрализованном представлении «оживают» картины прошлых эпох, распознают время и место исторического явления, его участников – представителей определенных социальных слоев (реализуются все информационно-содержательные линии социализации.
Урок конкурсного типа с элементами ретроспективы помогает моделировать ситуацию прошлого, в которой люди (ученики) определенной эпохи «демонстрируют» свое мастерство, достижения смекалку в историческом контексте, изучаемого времени.
Учитель на уроке конкурсного типа, построенном в игровой форме, с одной стороны, проверяет знания учащихся на конкурсной основе, с другой – дает возможность эти знания «применить» в условиях имитации далекого прошлого, тем самым углубляя и расширяя знания о нем. Соревновательный дух подобной игры «зажигает» ребят, и стремление к познанию истории практически становится беспредельным ради разрешения игровой ситуации.
Урок – маршрутная игра развивает пространственное мышление, формирует коммуникативные способности, выполняет информационную, культурно-воспитательную функции. Воображаемая ситуация, разыгрываемая на уроке, способствует развитию образного мышления, осознанию своих жизненных возможностей и в какой-то степени самоопределению.
Учащиеся в игре выступают в различных ролях: актеры, зрители, эксперты, наблюдатели. Они примеряют на себя тот или иной социальный статус, социальную роль в обществе и соотносят ее со своими возможностями и желаниями, оценивая: «мое это ил нет?», «а я смогу быть таким?». Это в большей степени влияет на становление самопознания личности, вырабатываются стимулы к учению, есть мотивация к завершению образования: достичь определенного уровня образованности, пропуская сквозь себя все структурные элементы социализации.
Нетрадиционный подход на уроках истории помогает ученику развить эмоциональную сферу (мимика, жестикуляция, игра голоса), волевые характеристики (проявить усердие, мужественность, силу воли при возникновении трудностей). В процессе разыгрывания моделируемой ситуации школьники формируют свою позицию по отношению к героям игры, соотносят увиденные образы с собственной системой ценностей, «вживаются» в игровой контекст и мысленно определяют для себя систему ценностно-личностных, социально-культурных установок. Образы, создаваемые учениками в игре, побуждают проявить артистические способности, показать владение суммой познавательных возможностей, раскрыть специфику индивидуальных способностей и определиться с самоотношением к жизни.
Дискуссии на уроке истории призваны выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости – инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему.
На уроках-дискуссиях ученики ищут свою истину, свое решение проблемы. При этом школьники овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики (задумываются о профессиях адвоката, политика), что уже само по себе является важным приобретением для жизни.
На уроках дискуссионного типа ученики оттачивают искусство ведения диалога, дипломатии, разрабатывают систему аргументов и контраргументов (зависит от позиции), приобретают опыт общения, оценивают сложность проблемной ситуации и пытаются ее решить. Таким образом идет процесс социализации личности ученика.
Процесс социализации – (путь усвоения человеческим индивидом определяющим системы знаний, норм, ценностей позволяющий ему функционировать в качестве полноправного члена общества) это очень сложный путь становления личности человека; это определения своих жизненных возможностей и реальных перспектив, выработка ценностных установок, достижение поставленных целей.
В процессе социализации личности ученика незаменимой остается роли учителя: приобщение к культуре общества в целом; создание условий для индивидуального развития; эмансипация ребенка, подростка, юноши, девушки от эмоциональной привязанности к семье и автономизации от взрослых; дифференциация учащихся в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной структуре общества, нормам и традициям; помощь в определении естественных возможностей, социальной самоидентификации, самоопределения; консалтинговая деятельность в определении психологических возможностей, формирование и развитие самосознания, самоуважения и самоприятия.
Результат социализации личности ученика – социализированность. Социализированность в наиболее общем виде понимаемся как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом». Социализированность как результат социализации – это усвоение учеником установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать его на следующей стадии развития. Американский исследователь А. Инкельс назвал это «заглядыванием вперед» - изучением того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы добиться успеха, став взрослым. Мобильность общественных сфер заставляет личность адаптироваться к новым условиям и иметь «мобильный характер» социализированности.
О социализации ученика в школьные годы можно сказать словами публициста Белинского о Гамлете: это переход от «младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии». И нам – учителям крайне важно, чтобы этот переход совершался как можно менее безболезненно и более плодотворно во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков, юношей и девушек, чтобы все они достигали « мужественной гармонии» с окружающей жизнью, с обществом, с самим собой.


Дети будущее России. Их успешная социализация в руках педагогов.
Будем действовать!
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Hosted by uCoz